21:40 

Отказываюсь выбирать! - Барбара Шер (часть 1)

Relena 2.1
Мне понравилась идея конспектировать (в первую очередь для собственного удобства) подобные книжки.
А Барбару вообще очень люблю :heart:. За простые и хорошие советы, притянутую манеру изложения. В общем, очень симпатичные книги. Я эту книгу даже купила, что для человека, наверное ежедневно мысленно возносящего благодарственные здравницы в адрес создателей электронных книг, не характерно.

И так, книга № 3, вышедшая буквально 2-3 месяца назад:



"Отказываюсь выбирать!"

Главы 1-2

1. В центре этой книги - психологический тип людей, которых автор называет термином "Сканеры". В противоположность "Драйверам", о которых речь шла во второй книге (ее я пока не конспектирую, в будущем). Советы для Сканеров, как лучше использовать свои способности и нейтрализовать недостатки.

2. Тому, что что такое "Сканер", в книге посвящено очень много букфф. Если ужать до нескольких фраз, это:
"Сканерами" Барбара называет людей, главная проблема которых - неспособность надолго сосредоточиться на чем-то одном. "Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота"(с). Речь не о медицински диагностированном синдроме дефицита внимания!
У Сканера масса талантов, желаний и потрясающих идей: "Хочу выучить арабский язык! И кельтские тоже, говорят, он прикольный. Научиться вышивать крестиком панно 1х2 метра. Научиться моделировать интерьеры в 3D - просто для себя, на случай будущего ремонта в доме. А еще - хорошо бы сделать опись домашней библиотеки... И прибраться в кладовке. Кошмар, дайте маховик времени!"
Сканерство - это сильнейший интерес к множеству не имеющих ничего общего между собой тем/фэндомов/проектов. По-хорошему, каждому из этих проектов можно посвятить месяцы и годы. А их у Сканера - десятки, этих проектов.
Этих чудесных, нужных, душеполезных, интересных, одинаково "вкусных" идей у Сканера так много, что... он не знает за что хвататься. Утопает в них. И в итоге не делает ничего. Или делает в 1/4 силы - постоянно отвлекаясь и переживая о том, что вышивая крестиком, от отжирает время у арабского языка. И наоборот. Сканер ужасно и искренне мучается чувством вины, что не уделяет достаточно времени всем своим проектам. И завидует тем, кто умеет выбрать Дело Всей жизни и забить на все прочее. Но Сканер органически не может заниматься чем-то одним вечно - зачахнет сам или начнет убивать.

3. Мне не очень нравится сам термин "Сканер". Предпочитаю "Человек эпохи Возрождения". Сканерами однозначно были Леонардо да Винчи и Аристотель, например. Эдакие ученые-универсалы.

4. Барбара обещает дать в книге рецепты, которые мобилизуют сканера доделывать дела. Или без особых душевных терзаний отсеять малоценные задачи ради того, чтобы сосредоточиться на более ценных.

5. УПРАЖНЕНИЕ 1 - "Дневник сканера".
Во-первых, многократно повторяющийся на протяжении книги совет сразу записывать (куда угодно - в телефон, блокнот, на карточки) все идеи в духе "а что если мне попробовать...". Но вместо того, чтобы пытаться сразу же впихнуть в свое расписание задачу "Выучить кельтский язык" - отрыть Ворд/Блокнот и просто очень подробно расписать эту идею. И на этом пока успокоиться - мол, я смогу вернуться к ней в любой момент, когда почувствую, что настал удачный момент. А база уже готова.
Зато расписать каждую идею надо как можно подробнее. Даже если велика вероятноть, что до нее так никогда не дойдут руки. Какие материалы/ресурсы/знакомства для этого потребуются? Где их взять? Во сколько это мне обойдется? А план Б? Рисовать графики. Таблицы. Копировать ссылки.
Заносите в этот список все новые идеи, прожекты, хотелки.
Профит: набросав план, вы над идеей как бы уже поработали. По крайней мере сделали для нее все, что возможно вот прям сейчас, но не начиная физических телодвижений и не вкладываясь материально в ее немедленное осуществление.
Может быть даже - этого уже вполне достаточно, чтобы вас "отпустило" и возле идеи возникла пометка "Done!". Этим Сканет экономит себе недели, месяцы и годы работы. Не говоря уже о душевном спокойствии.

6. УПРАЖНЕНИЕ 2: пройтись по квартире и найти-записать следы начатых и заброшенных проектов. Цель - составить список того, что вам в принципе нравится. Например: Ящик нераспакованных художественных материалом - пару лет назад хотели заняться живописью. Рулоны обоев в кладовке - собирались обновить кухню. И т.д.

7. О пчелах, длительности интереса и награде.
Постараться вывести среднее арифметическое: после какого временнОго отрезка, после какого шага или мысли наступает насыщение идеей? В какой момент возникает желание бросить очередной только-только начатый проект?
Очень полезно определить это среднее арифметическое. Это могут быть такие чувства, как: "Я доказал себе, что я могу! Теперь можно успокоиться и поискать новую вершину." Или: "В общем, я составил для себя обзорное представление об этом занятии. Если мне когда-нибудь понадобится в него углубиться, я буду знать, с чего надо начать". А может быть каждый раз возникает паническое чувство, что "погружаясь в занятие Х, я расходую время, которое мог бы посвятить проектам А,B,С,D... Аааа, как быть, что же выбрать-то?!". Об этом в книге подробнее говорится далее.
Профит этого упражнения: дает возможность оценить и спрогнозировать, насколько глубоко вы _реально_ погружаетесь в каждый новый проект. Стало быть, появится понимание, что 3-4 проекта, которые по-хорошему требуют целой жизни каждый, Сканер может осуществить (на комфортную _лично для него_ глубину погружения) за один год или даже за несколько месяцев.

8. Оцените каждую запись из пункта№5 по следующим критериям:
а) Что было(бы) самым привлекательным для меня в этот проекте?
б) Почему мне захотелось бросить то дело именно в тот конкретный момент? Что послужило поводом остановиться?
в) Какова была (или была бы) "награда", что хорошего, какого рода удовлетворение я получил от этого проекта? (Примеры "наград": сам факт обладания новым знанием. Понять "как оно устроено". Вызов самому себе "а смогу ли я" и т.д.)
Профит: еще один сеанс "отсева" дел, которые казались очень важными и привлекательными. Но которыми на самом деле не так ужактуально заниматься = посвящать им временные ресурсы.

9. УПРАЖНЕНИЕ 3. Если на вас нагоняют ужас истории типа как из Ходжи Насреддина об осле, который умер от голода, поскольку не мог решиться, откушать ли ему из корыта с овсом или со свежим клевером *, придумайте подобным личным страшилкам альтернативный финал.
Мол, ослик не стал есть ни овес, ни клевер. Потому что они оказались испорченными. Зато вскоре он нашел чудесную полянку со свежей сочной травой, привел туда все стадо и всех спас от голода. После чего стал царем ослов. Как-то так.
*на самом деле в "Насреддине" эта притча подавалась как-то иначе, не помню за давностью лет. Но с тем же смыслом.

Глава 3

(продолжение следует)

@темы: конспекты, Барбара Шер

URL
   

Дневник

главная